«Физкультминутки для дошкольников»
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение. Что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий применяется для детей всех возрастных групп.
Исходя из этого, для физкультурной минутки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.
Для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, падают листочки…
Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультминутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8.
И физические упражнения, и игры должны быть хорошо знакомы детям. Еженедельные комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.
Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы.
На эффективность проведения физкультминуток влияет качество и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти детей и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов.
Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные физкультминутки. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. Перед началом разноцветных физкультурных минуток эффективно использовать сюрпризный момент. Сначала дайте детям насладиться цветом, а потом предлагайте упражнения.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет огня, жажды жизни, скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Красный цвет может помочь активно преодолеть жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Оранжевый и мягкий персиковый оказывает благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей.
Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Желтый – тонизирующий цвет. Этот цвет полон радости и оптимизма. Желтый стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Зеленый цвет – цвет природы, вечного обновления и бессмертия.
Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции. Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлениях глаз и нарушениях зрения.
Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты. Голубой цвет успокаивает душу.
Это особенно важно для детей страдающих страхами и навязчивыми идеями.
Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.
Синий - цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий предполагает мягкость, терпение и самообладание. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий представляет собой силу разума, ясность мысли.
Коричневый – цвет земли. Это цвет защиты, цвет – защитник. Коричневый символизирует надежность и прочность. Позитивные качества коричневого цвета – это цельность, надежность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл.
Негативные свойства коричневого: разочарование, недовольство, депрессия, навязчивые идеи разрушения.
Белый – цвет очищения и божественности. Белый
Белый способен стать великим исцеляющим цветом. У многих народов белый воспринимается как символ жизни и добра.
Белый – созидание, черный – разрушение. Черный – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Существуют так же серые, пестрые, серебряные и золотые физкультминутки, а так же лесные, математические, физкультурные.
1. (красная) Наши красные цветки распускают лепестки.
(плавно поднять руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(качание руками влево, вправо)
Наши красные цветки закрывают лепестки,
(присели, спрятались)
Головой качают (наклон головы вправо, влево)
Тихо засыпают (закрыть глаза).
2.(физкультурная) Крутим мельницу вперед, а потом наоборот.
(вращение руками вперед и назад)
Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.
(наклоны вперед, руки назад)
А потом прогнемся, хорошенько разомнемся.
(Наклоны назад, руки на пояс)
И попрыгать нам пора, мы не прыгали с утра.
(прыжки на месте)
Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье.
(ходьба на месте)
Руки к верху потянули, вот как славно отдохнули.
(Руки вверх – вдох, руки опустить - выдох).
3.(игровая) П/И «Карусели» (ходьба и бег в разном темпе)
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите! Карусель остановите.
Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!
4. (математическая) 1,2,3,4,5 – начинаем все считать.
Ты сначала посчитай, потом движенье выполняй.
Сколько на доске кружков – столько сделайте прыжков.(8)
Сколько раз ногою топну – над головой в ладоши хлопни. (7)
Сколько раз ударю в бубен – столько раз присядьте дружно. (5)
Сколько на поляне кленов – столько сделайте наклонов. (4)
Сколько там росло цветков – столько сделайте хлопков.(6)
«Пальчиковая гимнастика»
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали. Что игры с участием рук и пальцев (типа «Сорока-белобока» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае популярны упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающие воздействия. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Считается, что упражнение «Браслет» (растирание запястья), «Мельница» (пальцы слегка сцеплены, большие пальцы изображают мельницу) улучшают лимфоток (циркуляцию крови). Улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Найдем «Точку труда». Сожмите руку в кулак, безымянный палец показывает ее положение. Упражнения на этой точке повышают работоспособность.
Упражнения со всей кистью «стряхнуть воду с рук» и др. помогают расслабиться.
Рекомендации по проведению: Упражнения выполняются в медленном темпе, (от 3до 5 раз) сначала одной, потом другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.
«Бобик» (младшая гр.), «Теремок» (средняя гр.), «Апельсин» (старшая гр.)
1.Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)
Белый лобик, черный нос (показать на лице)
Бобик, Бобик, лапу дай! (вытянуть руку вперед)
Сядь на коврик и не лай! (погрозить пальчиком)
2.Стоит в поле Теремок, на двери весит замок (пальцы рук соединены домиком )
Как же нам замок открыть и зверей туда впустить. (развести большие пальцы)
Это – зайчик, (указательный и средний – поднять, остальные сжать )
Это мышка, (пальцы сжаты в кулак, мизинец поднять вверх)
Это ежик, (ладони соединить, пальцы развести)
Это мишка (руки у головы, пальцы согнуты)
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок (хлопать в ладони)
3.Мы делили апельсин (вращение кулаком)
Много нас, (развести пальцы)
а он один (все пальцы в кулак, указательный вверх)
Эта долька для ежа (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Эта долька для чижа
Эта долька для зайчат
Эта долька для бельчат
Эта долька для бобра
А для волка кожура (одна рука опущена вниз пальцы вместе, другая гладит сверху вниз)
Он сердит на нас беда (руки соединить у запястья, пальцы имитируют зубы)
Разбегайся, кто куда (пальцы «убегают»)